Аграрная реформа П.А. Столыпина
С 1905 г. в политике царского правительства усиливается внимание к аграрному сектору хозяйства. Но в правительстве не было единого подхода к аграрному вопросу. Министр внутренних дел В.К. Плеве, выражавший настроение реакционного дворянства, стоял за сословную обособленность крестьянства, неприкосновенность сельской общины, в сохранении которой длительное время было заинтересовано государство. Оно использовало общину для гарантированного взимания платежей. С.Ю. Витте считал необходимым создание более благоприятных условий для развития капитализма в деревне.
После 1905 г. стало очевидно, что дальнейшее осуществление охранительно-попечительной политики государства в деревне невозможно.
Взял верх курс на создание «крепкого единоличного собственника», направленный на сохранение господства помещиков. От политики общинного землевладения царское правительство перешло к разрушению общины, закреплению земли в частной собственности крестьянина и созданию хуторского и отрубного хозяйства. Помещичья собственность на землю оставалась в неприкосновенности. Разработчиком и исполнителем новой аграрной реформы был председатель Совета Министров России П.А. Столыпин, пытавшийся осуществить радикальные преобразования в сельском хозяйстве.
Начало реформе положил указ императора от 9 ноября 1906 г., который после обсуждения в Государственной думе, Государственном совете и утверждения 14 июня 1910 г. императором стал законом. Закон был дополнен постановлением, по которому все общины, где не было переделов земли в течение последних 24 лет, считались перешедшими к наследовательно-участковому владению, а участки, находящиеся в пользовании крестьян, становились их личной собственностью. 29 мая 1911 г. был принят закон о землеустройстве, призванный ускорить разрушение общины.
«Пока крестьянин беден, — считал П.А. Столыпин, — пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится насильно в тисках общины — он останется рабом и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы».
Проведение закона в жизнь возлагалось на созданные губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоявшие из чиновников, земских гласных и крестьян.
В соответствии с законом «каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части из означенной земли». Закон содержал положение об образовании отрубного и хуторского хозяйства.
Вышедшие из общины крестьяне имели право свести все свои наделы в один отруб и перенести из него свои жилые и хозяйственные постройки, образуя хутор.
Столыпин подчеркивал, что «мелкий земельный собственник... трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток».
С 1905 по 1916 гг. из общины выделилось около 2,5 млн. домохозяев, (включая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, из которых выход был обязателен), что составляло 22% всех крестьянских хозяйств, владевших 14% всей общинной земли. Общину покидали зажиточные крестьяне и крестьяне-бедняки, которые были заинтересованы в закреплении за собой земельной собственности с целью ее дальнейшей продажи 1,2 млн. домохозяев, или 60% выделившихся из общины и владевших 8,8% всей надельной земли, свои участки продали. В 1915 г. фермерские хозяйства составили лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств. Это свидетельствовало о том, что создать слой крестьян-фермеров и разрушить устаревшую общину, мешавшую развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, не удалось, тем более, что в подавляющем большинстве выход из общины ограничивался закреплением в личную собственность надельной и усадебной земли.
Другой составной частью столыпинской аграрной реформы, призванной разрушить общину, было массовое переселение крестьян из внутренних губерний за Урал. Эта мера позволяла снять напряженность в обеспечении землей крестьян в Центральной части России, способствовала освоению новых земель, развитию капитализма. Вначале переселенческая политика осуществлялась достаточно активно. В 1907—1909 гг. число переселенцев составило 1,708 млн. чел., но в последующие годы темпы снизились. Переселенцы получали денежное пособие в сумме 200 руб. на семью, участок земли из расчета 15 га на главу семьи и 15 га на остальных членов семьи. Всего же в период с 1905—1910 гг. переселилось более 3 млн. чел. Однако переселенцы столкнулись с большими трудностями: немало умерло в пути, другие разорились, третьи по прибытии на место убеждались в том, что обещанные им земли заняты и т. д. Поэтому более 500 тыс., или 17% переселенцев, только из Сибири вернулось назад. В национальных районах России, чтобы расселить переселенцев, отнимали землю у коренного населения.
При всех своих недостатках политика переселения имела прогрессивное значение: было освоено более 30 млн. десятин пустующих земель, появились тысячи сел и деревень, созданы кредитные, сбыто-снабженческие кооперативы. В 1907 г. был образован Союз сибирских маслодельных артелей, а в 1912 г. — кооперативный Московский банк, выполнявший не только финансовые функции, но и функции координатора деятельности местных кооперативов.
Похожие работы:
- Аграрная реформа П.А. Столыпина
В начале XX столетия аграрный вопрос оставался самым болезненным. В правительстве шло активное обсуждение путей реформирования деревни. Еще в 1906 году из удельных (принадлежащих императорской фамилии...
- Аграрная реформа П.А. Столыпина
С 1905 г. в политике царского правительства усиливается внимание к аграрному сектору хозяйства. Но в правительстве не было единого подхода к аграрному вопросу. Министр внутренних дел В.К. Плеве, выраж...
- Аграрная реформа Столыпина и ее последствия
Революция 1905—1907 гг. стала толчком к дальнейшим буржуазным преобразованиям в России. Одним из важнейших актов этих преобразований стала аграрная реформа Столыпина. Этой реформой председатель Совета...
- Экономическая реформа
Решение об экономической реформе было принято в 1978 г. В чем заключались особенности китайской реформы?
Во-первых, в том, что если в нашей стране и странах Восточной Европы реформа началась с полити...
- Крестьянская реформа 1861 года
Экономическое развитие Российской империи с очевидностью показывало на необходимость коренной смены хозяйственных форм — создания капиталистических сельскохозяйственных предприятий, основанных н...